Москва приняла соответствующую Конвенцию вместе с другими участниками Гаагской конференции на прошлой неделе. До последнего времени приведение в исполнение решений ряда иностранных судов на территории России, так же как и исполнение решений Российских судов во многих странах, было связано с большими трудностями. Адвокаты из Адвокатского бюро г. Москвы «Щеглов и Партнеры» рассказали о плюсах и минусах данной практики.
Россия вместе с участниками Гаагской конференции по международному частному праву приняла Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским и коммерческим делам. Таким образом, в России будут признавать решения зарубежных судов по делам бизнеса, а в других странах — решения российских судов.
Теперь, если суд за рубежом постановил взыскать деньги с российской компании, решение будет исполняться в России. В качестве одного из громких процессов, где конвенция теоретически могла бы помочь, юристы приводят историю уехавшего из России банкира С. и его активов, спрятанных в новозеландских трастах. Если бы конвенция была принята Россией и Великобританией раньше, процесс взыскания элитной недвижимости мог бы быть проще.
Кроме того, Конвенция дает государству право не применять ее правила к конкретному вопросу.
Адвокат Артем Лиляк из Адвокатского бюро г. Москвы «Щеглов и Партнеры» добавил: «Легализация каждого решения суда страны, с которой у России нет соответствующего соглашения, требует индивидуального судебного процесса, с доказыванием наличия практики признания решений на основании взаимоуважения и взаимопомощи. И не всегда удается добиться легализации решения по таким основаниям. Этим зачастую пользуются недобросовестные заемщики крупных банков, партнеры по бизнесу и просто мошенники различных мастей. Получив кредит в банке или деньги от партнеров по бизнесу, не честные на руку граждане просто сбегали в страну, с которой не было соглашения о правовой помощи, и спокойно продолжали наслаждаться жизнью. В практике нашего адвокатского бюро было дело, в котором Доверителем выступал гражданин США. У него на руках было решение Верховного суда штата Калифорния о взыскании с группы ответчиков, в число которых входил и гражданин России, денежных средств на сумму более 5 млн долларов США. И этот русский ответчик до поры до времени чувствовал себя абсолютно спокойно, так как все его имущество находилось в России, куда, как ему казалось, не достанет рука Американского правосудия. Потребовалось практически два года напряженной работы в Российских судах, чтобы привести к исполнению на территории России решение суда Калифорнии и получить исполнительный лист. Таким образом, подписание нового соглашения сокращает круг стран, куда можно безнаказанно сбегать от долгов и упрощает взыскание задолженностей кредиторами».
Раньше многие компании старались избежать ситуации, когда после дорогостоящего процесса в США в России просто не будет признано это решение. Поэтому американская компания, например, пытается сразу обращаться в российский суд, а российская — в американский. Теперь ситуация может измениться.