Новый закон вызывает недоумение у юристов. С принятием Госдумой закона о новом порядке наследования изменяется сам принцип тайны завещания. Адвокаты Коллегии Адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» называют эти изменения революционными по отношению к принципу тайны завещания. Со вступлением закона в силу вводятся такие понятия, как совместное завещание и наследственный договор.
«Сейчас завещание составляется одним человеком. Завещание – как сам факт его совершения, так и содержание, изменение или отмена, - это тайна. Нотариусу запрещено раскрывать об этом сведения до смерти наследодателя. Завещатель не обязан никому сообщать, что оно есть и что в нем. Как распорядиться имуществом, является личным делом владельца: дарить, продавать, завещать и так далее. Теперь принцип тайны завещания поколеблен: с вступлением в силу нового закона допускается совместное завещание, которое составить могут супруги, и нотариус уже обязан будет уведомлять о его отмене или о составлении обычного завещания вместо совместного», - отмечает Управляющий Партнер Коллегии, к.ю.н. Анастасия Расторгуева.
Согласно новому закону, который 10 июля был в третьем чтении принят Госдумой, супруги в рамках совместного завещания и наследственного договора вправе завещать как общее имущество, так и имущество каждого из них любым лицам и любым образом определить доли наследников, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, включить в совместное завещание супругов иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена законом.
Если супруги разведутся, или их брак будет признан недействительным, совместное завещание утрачивает силу. Если после составления совместного завещания супруги передумали, каждый из них вправе составить новое завещание или отменить совместное без составления нового. Об этом нотариус должен поставить в известность другого супруга. Законодатель разрешает отменять совместное завещание либо заменять его обычным в любое время, как при жизни обоих супругов, так и после смерти одного из них.
«Пока не совсем понятна идея законодателя, ведь супруги могут договориться об определенном разделе имущества напрямую между своими детьми, может быть даже не общими, - считает Анастасия Расторгуева. - Допустим, жена, пребывает в уверенности, что после их смерти ее одинокой малообеспеченной дочери от первого брака перейдет, например, квартира. А супруг после ее смерти вдруг решает отменить завещание, так как имеет на это право. В связи с этим, не ясно, что именно законодатель хотел добиться совместным завещанием и зачем его вводить, ведь возможностью отменить совместное завещание одним из супругов в любое время нивелируется вся идея совместного завещания».
Еще одним революционным новшеством является возможность заключать наследственный договор. Согласно законодательным нововведениям, теперь вступать в права наследования можно будет тремя путями: на основании закона, по завещанию, по наследственному договору. По словам Анастасии Расторгуевой, из-за этого нововведения, в вещно-правовой характер отношений, связанный с распоряжением своей собственностью, вмешивается еще и обязательно-правовой элемент в виде договорных отношений.
В наследственном договоре определяется круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к третьим лицам, которые могут призываться к наследованию. Права, возникающие из наследственного договора нельзя кому-то передать. При этом наследодатель может заключить сразу несколько наследственных договоров и вправе в любое время совершить односторонний отказ от наследственного договора. В этом случае, он обязан будет возместить другой стороне убытки, понесенные в связи с исполнением договора.
«Интересным является положение о том, что после заключения наследственного договора наследодатель вправе совершать любые сделки в отношении принадлежащего ему имущества и иным образом распоряжаться принадлежащим ему имуществом в своем интересе, - отмечает Анастасия Расторгуева,- и в этом случае убытки возмещать не надо. Получается, зачем отказываться от договора, если можно просто реализовать имущество».
«Последствия, предусмотренные наследственным договором, разрешается поставить в зависимость от обстоятельств, наступивших в то время, когда наследник вступает в права наследования, - добавляет Анастасия Расторгуева, - И здесь не понятно, о каких обстоятельствах может идти речь: имущественного или неимущественного характера; связанных ли с частной жизнью гражданина или нет. Например, можно ли предусмотреть переход в собственность дачи наследодателя к его племяннице, только если она к моменту смерти дяди обзаведется семьей и тремя детьми? А если дядя уже на сметном одре, а у племянницы еще только двое детей, а дядя уже не способен выразить новую волю, и таким образом, наследница лишается дачи?..»
Резюмируя мнение о принятом законе, адвокаты Коллегии считают, что он создал больше вопросов, чем ответов. Смысл вводимых институтов - совместного завещания и наследственного договора - нивелируется самим же законодателем. При детальном юридическом анализе ряд норм вызывает недоумение, а ряд вступает в противоречие с предлагаемыми же изменениями. На вступление закона в силу отпущен почти год – в случае его одобрения Советом Федерации и подписанием Президентом он вступит в силу 1 июня 2019 года.