В текущем году к специалистам МКА «Магнетар» было много обращений со стороны юридических лиц, столкнувшихся с ситуацией, когда коммерческие банки отказывают в проведении операций по расчетному счету клиента либо блокируют такой счет.
В большинстве случаев подобные ограничения являются законными, однако возникают ситуации злоупотреблений со стороны банков.
Правовые основания для отказа в проведении операций либо блокировки расчетного счета клиента содержатся в Федеральном законе Российской Федерации от 07.08.2015 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее 115-ФЗ).
Однако следует отличать такие понятия как отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции и замораживание (блокирование) денежных средств клиента. Последний случай является исключительной мерой и может применяться только тогда, когда информация об организации либо физическом лице включена в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, который размещен в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга.
По общему правилу в соответствии со статьей 859 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается. Однако пункт 11 статьи 7 115-ФЗ дает банкам право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств) в случаях непредставления документов, необходимых для фиксирования информации, а также в случае, если у работников банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, или финансирования терроризма.
В случае, если в течение календарного года банк два или более раз принимает решение об отказе в выполнении распоряжения клиента по вышеуказанным основаниям, банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом. Часто возникают случаи, когда клиент по собственной инициативе желает расторгнуть указанный договор с банком. Тогда важно знать, что остаток денежных средств выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения письменного заявления клиента. Однако банки очень часто нарушают подобные сроки, а также отказываются получать распоряжение клиента о переводе денежных средств либо выдаче остатка денежных средств наличными при закрытии расчетного счета, несмотря на то, что нормами гражданского законодательства, в частности п. 3 ст. 859 Гражданского кодекса Российской Федерации, не установлено каких-либо ограничений на снятие денежных средств наличными при расторжении договора банковского счета.
Специалисты МКА «Магнетар» считают, что в настоящее время представителям бизнеса необходимо своевременно грамотно выстроить работу с коммерческими банками, во избежание рисков приостановления движений по расчетному счету и как следствие финансовых потерь в будущем. Для достижения указанной цели наши адвокаты готовы оказать юридические услуги по следующим вопросам:
1. Консультирование по вопросам, регулируемым 115-ФЗ.
2. Анализ договорных отношений между клиентом и коммерческим банком.
3. Анализ и аудит запрашиваемых коммерческим банком документов.
4. Представление интересов клиента в коммерческих банках по вопросам приостановления операций по расчетному счету.
5. Подготовка документов и представление интересов клиента в коммерческих банках при закрытии расчетного счета.
6. Составление претензий и жалоб при злоупотреблении коммерческими банками правами, предоставляемыми 115-ФЗ.
7. Оказание правовой помощи в составлении процессуальных документов в случае нарушения коммерческим банками своих обязанностей и др.